Все мы с детства знаем, что кратчайший путь между двумя точками – прямая. Чем короче и проще путь, тем меньше усилий на него затрачивается и тем больше ресурсов остаётся для достижения основных целей. Так ли это в случае сотрудничества с сетями?
В работе с сетевой розницей производители и импортёры применяют две самые распространённые схемы работы: «прямую» и «дистрибьюторскую». Существует и ряд смешанных схем (например, когда контракт подписывается между поставщиком и сетью, но непосредственно поставками и продвижением товара занимаются дистрибьюторы в регионах), однако к ним мы вернёмся позже.
Итак, «прямой» контакт между поставщиком и сетью. В чём выгода обеих сторон?
Начнём с сети.
Во-первых, сеть получает непосредственные рычаги влияния на центр принятия решений. Представитель поставщика, ведущий переговоры с сетью, обычно является и лицом, влияющим на всю работу по поставкам товара, его продвижению, проблемным вопросам и т.д. Безусловно, для закупщика это очень удобно – имея десятки поставщиков, не нужно держать в голове информацию о разных людях в этих компаниях и их партнёрах. Есть один (максимум 2) человека, с которым можно решать все вопросы (и которого можно «отжимать»).
Во-вторых, отсутствие посредников позволяет получать более низкую и, соответственно, более привлекательную для конечного потребителя розничную цену. Либо, если цена на полке не 
В-третьих, прямой контракт даёт сети дополнительный рычаг контроля цен: если поставщик работает по прямым контрактам со всеми сетями, то можно успешно играть в одну из любимых игр закупщиков «А почему Ваши чапельники в сети «Бухарик» на 10 дешевле, чем у нас».
Разумеется, это только несколько основных причин, по которым сети стремятся перевести всех поставщиков на прямые контракты, однако даже их достаточно, чтобы понять заинтересованность закупщиков и использовать это на переговорах.
А выгодно ли поставщику работать без посредников?
С одной стороны, такая работа позволяет максимально эффективно контролировать качество работы: поставок, возвратов, трейд-маркетинга и т.д. – ведь не секрет, что региональные дистрибьюторы в силу различных причин не всегда воспринимают работу с сетями как некий приоритет – для многих это всего лишь вынужденная необходимость, «навязанная» импортёром или производителем.
Кроме того, «прямая» работа повышает шансы на эффективное проведение акций всеукраинского масштаба за счёт более согласованных и упорядоченных действий. Впрочем, это 
С другой стороны, у работы без прослойки в виде региональных дистрибьюторов есть и существенный недостаток – это финансовые риски. Прежде всего, в случае возникновения просроченной дебиторской задолженности, страдает региональный дистрибьютор, а не импортёр/производитель. И весь груз непростых переговоров об оплате долгов с сетями обычно несёт также региональный дистрибьютор. Более того, иногда такие переговоры могут быть даже более успешными, т.к. дистрибьютор, поставляющий широкий ассортимент и имеющий более тесный контакт с персоналом сети, может обладать большим весом и богатым набором аргументов для закупщика, нежели поставщик 1-2 позиций. Так, например, к региональному дистрибьютору бакалеи, имеющему спецификацию в 200-300 SKU и долю в продажах отдела в 20-25%, прислушаются гораздо быстрее, чем к компании-импортёру, поставляющей 1 вид оливок.
Региональные посредники могут выполнять ещё одну немаловажную функцию: избегать конфликтов при поставках в сети, ведущие жёсткую конкурентную борьбу. В ситуации, когда, например, сеть «Э» ставит поставщику жёсткий ультиматум о недопустимости поставок в сеть «Л», угрожая в противном случае выводом товара из ассортимента, региональный дистрибьютор может стать отличным выходом из ситуации.



